Быстрая навигация: » » Нефтяная карма: развивающимся рынкам грозит обвал

Нефтяная карма: развивающимся рынкам грозит обвал

Нефтяная карма: развивающимся рынкам грозит обвал
Падение цен на нефть — долгосрочный тренд. Роль стран-экспортеров ослабнет, а картель ОПЕК может ждать развал

Два года баррель нефти Brent стоил больше $100. Это давало России, Ирану и ближневосточным монархиям уверенность в социальной стабильности и возможности рискованной внешней политики. Когда цена упала на 25%, обрушив валюты и сократив бюджеты, это, как обычно, застало правительства стран-экспортеров врасплох.

Недавнее падение цен на нефть — индикатор начала долгосрочного тренда вниз, считает президент управляющей компании Seabreeze Partners Management Дуг Касс. Возможно, это приведет к ослаблению роли ОПЕК, и не исключено даже, что к его развалу.

Что же до пикирующей цены на нефть (несмотря на рост ВВП США и стабильную ситуацию в ЕС, Китае и Японии), то тут сказывается несколько обстоятельств.

1) Рост добычи сланцевой нефти сделал США одним из трех крупнейших производителей нефти наряду с Саудовской Аравией и Россией. А с повышением эффективности энергопотребления импорт нефти в США сократился на треть.

2) Замедление роста мировой экономики привело к стагнации и снижению спроса на нефть в ЕС. Поскольку нефть котируется в долларах, укрепление американской валюты не сделало нефть дешевле для Европы.

3) Нефтедобывающие страны имеют больше стимулов для роста добычи, чем для сокращения. Так, бюджет Саудовской Аравии требует $90 за баррель. Если же цена будет ниже, то для поддержания доходов стране проще продавать большие объемы нефти.

4) Дешевеющий рубль казался преимуществом для российских экспортеров и временно решал проблемы госбюджета. Но обвальное падение рубля сократило импорт, снизило инвестиции и свернуло госпрограммы. Россия тоже попытается увеличить добычу нефти.

5) Иран, Ирак и Ливия — страны, обладающие потенциалом серьезного наращивания добычи. Кстати, Иран и Ирак — шиитские государства. Суннитская Саудовская Аравия едва ли уступит им свою долю рынка (еще аргумент не сокращать добычу).

6) Венесуэла стабильна в добыче нефти. Но из-за рецессии в экономике эту стабильность трудно поддерживать. Впрочем, ориентируясь на сбалансированность бюджета при цене нефти WTI $60 (о чем заявлял президент страны Николас Мадуро), Венесуэла не будет снижать производство.

Как скажется дешевеющая нефть на экономике и рынках? В США уменьшится стоимость бензина, что повысит благосостояние жителей, а также подтолкнет фондовый рынок: в 2015 году он может вырасти выше рекордных значений ноября 2014 года, особенно потребительский и транспортный сектора. Финансовые рынки других стран, напротив, пострадают от этих тенденций (Бразилия и Россия) или не получат преимуществ из-за перетока капиталов в США и неспособности стимулировать экономику за счет снижения цен на топливо (ЕС, Китай).

По опыту прошлых кризисов можно сказать, что если падение цен на нефть будет быстрым и глубоким (еще на 20–25%), то и на фондовых рынках мира произойдет настоящий обвал.

Нефтяная карма: развивающимся рынкам грозит обвал
Прогноз средней цены нефти на 2015 год — в пределах $80. Нефть, похоже, вошла в долгосрочный (от двух лет) понижательный тренд. Она еще может отскочить на 10–15% из-за сезонности или политических новостей, но периоды роста будут короткими, а спада — все длиннее. На российском бюджете любой сценарий снижения цен в 2015 году скажется плохо, но не катастрофически — резервов вполне может хватить (правда, без учета возможной помощи российскому бизнесу по выплате иностранных кредитов).

Впрочем, стоит обратить внимание и на факторы, способные удержать стоимость нефти. Самый главный: спрос может повышаться быстрее текущих ожиданий за счет роста ВВП США, ускорения темпов роста в ЕС и сохранения нынешних темпов около 7% в Китае. Дальше предложение будет увеличиваться не так быстро, как заложено рынком: часть перспективных проектов невыгодно разрабатывать при цене ниже $100. Наконец, рост спроса на топливо в Китае и Индии не остановится, так как они будут строить дороги и стимулировать производство автомобилей за счет бюджетных денег.

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.